«Перестройка» первой четверти XVIII в. встряхнуло огромное государство, многое изменило кардинально. Главное же она дала мощные импульсы к развитию государственности, хозяйства, культуры. Социально-политическая обстановка того времени, природные факторы Поволжья стали одной из основных причин насаждения поместного земледелия в регионе. Сокращение срока службы для дворянского сословья до 25 лет, а затем и отмена обязательной службы: указ Петра III от 18 февраля 1762 года дворяне встретили с большим одобрением. Екатерина II подтвердила данные ранее привилегии. Все это привело к тому, что многие дворяне, оставив государственную службу, разъезжались по своим вотчинам, занимались сельским хозяйством и возведением «резиденций». Усадьбы стали главным местом пребывания дворян и помещиков. Одной из таких усадеб является и имение Нарышкиных в селе Пады Балашовского уезда Саратовской губернии «Раздолье1». Действительно раздолье, за Нарышкиными только в Саратовской губернии числилось 19 сёл, столько же деревень и 9 хуторов2. общей площадью в 90363 десятины 126 сажень3. Земля была разделена на три экономии: Песчаную, Александровскую и Ирининскую(главную в с.Пады). В отдельную экономию было выделено лесничество4. Постоянно Нарышкины проживали в Петербурге, но с наступлением весны перебирались в имение5. На станцию за ними высылалось 35 троек. Содержание такого количества лошадей обходилось хозяину в 1500 рублей в день. В зимнее и осеннее время имением руководил управляющий, который имел 12000 рублей жалования в год6. Имение с трех сторон обнесено мощным высоким кирпичным забором, с северо-восточной стороны омывается водами Хопра. Въезд в имение осуществлялся через огромные кованые ворота с родовыми гербами на стояках, по главной аллее, по обеим сторонам которой выстроились величественные ели. Дорожка была вымощена боем кирпича и обозначена цветным бордюрным стеклом. Замыкал аллею фонтан, окруженный дубами, так же украшен цветным стеклом, в котором преломлялись солнечные лучи, выдавая гамму красок, придавая им несравненную красоту. К сожалению прежнюю планировочную структуру парка уловить в настоящее время весьма трудно из-за сильно разросшегося самосева. Но все же можно разглядеть виды, формировавшие усадебный парк: это и ясенелистный клен, европейская плакучая ель, акация, сирень, единственная в Саратовской области группа из нескольких деревьев черной сосны. Украшениями парка были так же клумбы с различными видами цветов, резные беседки, лужайки и полянки, куда выносили столы для летнего чаепития и отдыха. Яркие впечатления оставляют ели и дубы, достигающие 2-3-х метров в обхвате комеля. Культурные насаждения парка плавно переходили в лесной массив. О размахи и роскоши можно судить и по основным сооружениям усадьбы. Фасады дома Февронии Павловны и Василия Львовича украшены крылечками, построенные в виде беседок с двускатными крышами, резными столбами. Особенно нарядно выглядят фронтоны, карнизы, причелены и наличники окон, выполненные в технике прорезной резьбы Примечательно, что срубы всех строений усадьбы, жилые и хозяйственные, стояли на каменном фундаменте, покрыты листовым железом и были обложены кирпичом. Исключение составляла только баня – она была деревянная7. Дом последней хозяйки имения – Февронии Павловны был выполнен в три этажа с деревянным резным балконом, а к двухэтажному дому хозяина примыкала четырехэтажная башня с винтовой лестнице внутри8. Количество комнат больше походило на лабиринт, в котором можно было заблудиться, с большим числом дверей, расположенных напротив друг друга. Такая планировка не давала воздуху застаиваться и обеспечивала хорошую вентиляцию. В настоящее время нет возможности полностью воссоздать внутреннее убранство комнат, однако примерное описание некоторых из них выглядело следующим образом. Одной из самых больших комнат была гостиная в доме хозяина имения. Высота потолков достигала примерно трех метров. Его украшала затейливая лепнина и большая хрустальная люстра (возможно электрическая). На окнах висел красивейший тюль. Стены украшали картины и семейные фотографии. Между оконными проемами стояли кресла и ломберные столики, на которых были расставлены вазы с накладным серебром9. Главным украшением гостиной конечно же был камин, по обе стороны которого стояли мягкие обтянутые материей диваны. В углу у окна – пианино, на котором играл С.В.Рахманинов. Не менее значимым помещением являлся кабинет. Вдоль стен стояли диван и большие книжные шкафы, выполненные из черного и красного дерева, украшенные резьбой и фигурами. Ближе к окну стоял огромный резной письменный стол с принадлежностями, за ним мягкий стул. На одной из стен висели часы. Окна кабинета так же были убраны тюлем10. Местом для сбора семьи и гостей служила столовая, где стояло несколько ореховых раздвижных столов накрытых гербовыми скатертями, вокруг столов стояли стулья с гербами. Освещала столовую бронзовая люстра11. Столовая мебель состояла из буфетного шкафа с резьбой и стеклами, сквозь которые просматривался зеленый сервиз из 145 предметов, десертные тарелочки с зелеными краями живописные на 43 персоны12. В шкафу с выдвижными полками, изготовленный из черного дерева стоял белый сервиз с золотой каемкой и гербом из 260 предметов13. Внутреннее и внешнее убранство зданий в имении Нарышкиных «Раздолье» не сравнится с той аристократической роскошью особняков Петербурга и Москвы, но все же для глубинки, глуши Саратовской губернии, где жизнь шла, размерено и спокойно это был своеобразный центр культурного развития провинции. Вообще русские провинциальные усадьбы явление уникальное. Их роль и значение в истории России еще предстоит оценить в полной мере. Это был мир, где преимущество отдавалось ценностям культурного и духовного развития. Здесь идеям и идеалам подчинялась повседневность, здесь создавалась неповторимая гармония.
Примечания: 1. Название имения. БФГАСО ф.3 ИА оп.1 д.546 л.104 2. БФГАСО ф.3ИА оп.1 д.8 лл.41;73-74 ф.53ИА оп.1 дела 255; 152; 260 3. БФГАСО ф.1ИА оп.1 д.466 4. БФГАСО ф.3ИА оп.1 д.721 5. «Весь Петербург» Спб. 1907 г. тип. А.С.Суворина л.491 6. «Большевик» №140 от 20.06.1938г. 7. БФГАСО ф.52 оп.1 д.222 8. там же 9. БФГАСО ф.147 оп.1 д.15 10. там же 11. там же 12. там же 13. там же
БФГАСО - Балашовский Филиал Государственного Архива Саратовской Области
|