ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 28.04.2024, 23:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Дворянские имения [4]
В данном разделе представлены статьи о дворянских имениях Саратовской и Тамбовской губерниях.
Разное [2]
Культурное наследие края, легенды Саратовской губернии
Царицынский уезд [2]
История Царицынского уезда
Промыслы Саратовской губернии [1]
Раздел посвящен народным умельцам Саратовской губернии.
Поиск
Главная » Статьи » Промыслы Саратовской губернии

Дубовские ковры

Кустари… - так называли народных умельцев, в чьих руках оживало дерево, говорили камни, нити сплетались в хитроумные узоры. Проводя за лучиной свободное  от работы время мужчины и женщины, от мала до стара творили искусные диковины. Так собирали приданое, украшали жилище либо просто подрабатывали.

Со временем многие направления были забыты, а какие и вовсе исчезли. И уже мало кто вспомнит кто такой «шорник» и что он делал. Не говоря о секретах его мастерства.

К сожалению дошедшие до нас сведения настолько отрывочны и ничтожны, что описать ярко ни одно из них не удастся.

Статью эту посвятим Царицынскому посаду Дубовке, коверщицам, женщинам которые ткали ковры.

Царицынский уезд был достаточно богат промышленниками. Их насчитывалось свыше 6 тысяч, из которых до 4 тысяч были местными мастерами.  Исходя из природных условий уезда, здесь нашли для себя заработок: горшечники, глиномазы, чеботари, вязальщики сетей, крючники, водовозы и другие. Особенно славился своим промыслом посад Дубовка.

Всех кустарей в Дубовке насчитывалось почти 1300 человек, практически 50 % всех мастеров уезда! Но остановимся мы только на 60 женщинах, которые своим ремеслом некогда прославили посад  далеко за пределы губернии.

Дубовские коверщицы весьма интересно и своеобразно наладили свое производство. Все дело находилось в руках нескольких мастериц – хозяек. Коверщицы прибывали в такой зависимости из-за окраски шерсти, т.к. для работы требовалось большое разнообразие палитры.

Шерсть закупали большими партиями на местных кожевенных заводах. Для ткачества использовали овечью либо коровью шерсть, приобретенную осенью, когда она дешевле. Пуд овечьей шерсти обходился в 5,5 рублей, коровьей в 3,5 рубля, иногда дороже. Затем хозяйка раздавала ее для прядения в одну нитку и эту работу оценивала в 5 копеек за фунт. Ссучивание, мытье и окраску хозяйка производила сама. Работали коверщицы большей частью на дому у хозяйки, где устанавливались от 3 до 5 станков. От этой работы у мастериц очень болели пальцы, а иногда они искривлялись и покрывались мозолями.

 Опытная коверщица может выткать  в день не более ½ аршина в 1 ¼ аршина ширины ковра. И получить за неделю своей работы  от 1 рубля 25 копеек. В среднем коверщицы проводят за тканьем 180 дней в году и зарабатывают от 27 до 32 рублей. Конечно же им не выгодна такая работа, поденная дает им 1 – 1,2 рубля и поэтому они садятся за станки только тогда когда нет другой работы. Цена готового ковра в 2 аршина длинной и 1 ¼  аршина шириной у мастериц хозяек составляет 8 – 10 рублей, а перекупщики продают их на пристани в Дубовке по 16 рублей.

Технология и искусство производства ковров уникальна. Необычайно трудоемкий и одновременно простой процесс, требующий столько сил и усидчивости…

После покупки шерсть пряли, затем ее ссучивали, мыли, окрашивали, опять мыли и лишь, потом начинали ткать.

Если ранее процесс окраски не был столь сложен, использовали лишь 4 – 5 цветов: красный, синий, желтый, черный и зеленый, то со временем покупатель стал капризней и требовал разнообразие оттенков. Но, не смотря на все это краски, были очень резкие и придавали грубый  вид рисункам ковров. Тем не менее, нельзя не удивиться до каких высот доходили красильщицы в своем деле. Не смысля ни чего в химическом составе красок и в большинстве своем и вовсе не грамотные, что бы воспользоваться какой либо печатной литературой красильщицы старались не отставать от требований времени и отвечать им по мере возможности.

Раньше ткались большие персидские узоры, затем стали использовать приложения с картинками и узорами, к различным журналам, покупаемым при случае в городе.

Для окраски использовали различные краски. Из растительных употребляли траву «серпий» которая давала зеленый цвет, купорос, калган. Все остальные выписывались из Москвы либо покупали в местных лавках. Но при этом все краски красильщицы называли «фуксином». Так же при окрашивание использовались: острая водка, купоросное масло, квасцы и спирт. Краску варили в котлах, в них же опускали шерсть. Что бы получить шерсть одного цвета, но разных оттенков ее опускали один, два и более раз в котел с краской.  После окраски шерсть сушили, затем мыли. Если она была хорошо окрашена – вода не меняла цвет и  оставалась чистой. Коровью шерсть красили только в черные и темные цвета либо оставляли в натуральном виде, овечью во все.

В год одна красильщица может окрасить около 75 пудов шерсти, за что получит около 1,5 тысяч рублей.

Рабочее место коверщицы состояло из вертикального ткацкого станка, гребня, ящика на ножках, низенькой скамеечки и палки. Станок представлял собой одиночную или двойную раму,  сделанную из толстых брусьев.

Рамы прикреплялись одной стороной к потолку горницы, другой упирались в пол. Для больших ковров используют двойную раму, имеющую поперечные брусья. В одиночных и двойных рамах устроены навои,  на них натягивается основа из толстых пеньковых ниток.

коверщица за работой

Ремизов в точном  смысле слова нет. Его роль играют круглые палки в 1 вершок в диаметре. Поднимая и опуская их нитки, передвигаются к основе.  Батана тоже нет. Вместо него используют особого рода гребень. Изготавливают его из доски в два пальца толщиной и около 6 вершков квадратных. С одного края эта доска скошена, но не заостренна, заканчивающаяся толстыми зубьями. В середине этой доски находится рукоятка, прикрепленная под косым углом.

Низенький ящик на ножках используют для хранения шерсти. Внутри ящик разделен на маленькие отделения, в которые раскладывается шерсть по цветам и оттенкам. Для того что бы кусочки шерсти получались одинаковой длинны ее тщательно наворачивают на палку в ½ вершка в диаметре, а затем вдоль всей палки прорезают ножницами.

Техника работы дубовских мастериц заключается  в «завязывании стручков». Мастерица берет кусочек шерсти из ящика, пропускает его между двух нитей основы и сделав узелок крепко притягивает. Когда такими стручками пройдет всю ширину ковра, через основу пропускают толстую нитку, ссученную из коровьей шерсти, натурального рыжего цвета и крепко забивают ее деревянными гребнями. Затем завязывают еще ряд стручков и опять забивают ниткой. При этом рисунок ковра прикрепляется посередине станка.  Мастерица внимательно следит за ним и в точности подбирает все цвета. Когда часть ковра готова его наворачивают на вал, так чтобы мастерица, сидя на низкой скамеечке, могла работать дальше.

Эта работа настолько незатейлива, что на ее выполнение берут девочек с 9 летнего возраста. Как правило, мастерица садится посередине станка, а учениц усаживают о краям, что бы легче было руководить их работой.

В случае если нет станка в доме, девочек отдают на обучение хозяйке – красильщицы. Плата за обучение не берется, но в течении целого года ученица должна будет работать безвозмездно. Хотя всем приемам она овладевает очень быстро.

Несмотря на всю простоту работы и относительную дешевизну материала и работы вскоре этот промысел стал невыгоден, а к середине 50 – х годов XX века практически забыт. Такое забвение произошло из-за многих факторов. Отсутствие большого разнообразия узоров для ковров, подорожание сырья при спаде спроса. Механизация труда, либо по другим причинам, которые ныне не известны.

Нам же остается, надеется, что есть, где то бабушка – мастерица столь замечательного промысла, некогда прославившего Дубовский посад своими коврами далеко за пределы губернии.  

 

 

Шорник – мастер, изготавливавший и украшавший конскую сбрую. Очень престижная профессия для того времени.

Чеботарь – сапожник.

Фунт – 0,4 кг.

Поденная работа – временная, на которую нанимались на один день или ночь.

Трава серпий – южный осот.

Фуксин – солянокислый розанилин, зеленые кристаллы с металлическим блеском.

Острая водка – селитряная/ азотная кислота.

Калган – корень одного из видов многолетних травянистых растений из семейства имбирных.

Ремиз (ов) – 2 деревянные планки соединенные нитченками.

Нитченки – нитяные петли в ткацком станке для подъема нитей основы.

Батан – качающаяся часть в ткацком станке по которой бегает челнок прокладывающий новую нить.

 

 

Категория: Промыслы Саратовской губернии | Добавил: historicalunion (02.04.2011)
Просмотров: 2899 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
нужно ли сохранять культурное наследие?
Всего ответов: 51
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024